Театр – это всё, что вокруг нас.
Театр – это все мы вместе взяты.
Театра профили, театр в анфас
Сознанием из вечности изъяты.
Сознанье наше с трепетной душой
Театра пламенем по сущности объяты.,
Театр в них Малый и театр Большой
И объективны, субъективны и предвзяты.
В общении театр в нас шумит
И образы мелькают распадаясь,
Театр наш, то любит, то хамит,
Набором масок весело играясь.
Театр в нас как заданность сидит
И душу вечным зовом бередит...
2009 г.
О событиях в филиале театра
Им. В. Маяковского весной 1999 г.
Там шли «Забавы Дон Жуана»
И Фарс для взрослых Каляды.
Еще нет технологий «нано»,
Чубайс их двинет, «ёхайды»...
И Розенкранц, что с Гилденстерном,
По пьесе Стоппарда, мертвы…
В угарных дьявольщинах серных
Они не задыхаются, а вы? ...
«Собачий вальс», «Банкрот», известность
И эти «Наливные яблочки»
И умерщвленная воскресность,
И в расширении открытые зрачки...
«Любовь студента» забавляет,
А «Королева-мать» грустит
И вечность тот студент являет,
И, знать, Господь их больше не простит.
Попросят, может быть, они прощенья,
Тогда, наверное, за что-нибудь простит,
Простит Он наши мега-упущенья
И в нас надежду в вечность прорастит...
1995 г.
Да, чудо свершилось, как обещал,
В прямом, откровенном эфире
Владимир Виленыч с экрана вещал
О флоте, о войнах и мире.
С улыбкой добрейшей в пиковый час,
С достоинством, в флотской манере,
Он мыслью точнейшею баловал нас,
Склоняя к Надежде и Вере.
Володя о прошлом новьем говорил
Со взглядом ребёнка открытым,
Он ангелом слова в эфире парил,
С талантом нигде не зарытым.
Талант с «часом пик» нас во тьме озарил
Новейшим открытием слова
И чудо Володя уже сотворил,
И будет творить его снова.
И как литератор, трибун, человек
Он век наш двадцатый итожил
И преданный Флоту как надо – навек
Володя богатства умножит.
Он вскроет истории девственный пласт
В ментальных словес кувырканьях
И штампов занюханный сбросит балласт
И вновь обновится в исканьях.
Ищи же, Володя, пути для души
С пегасами в быстрой квадриге,
Скрипи златоперым талантом в тиши,
Рожая всё новые книги!
2000 г.
Когда служил в угодьях Сибирьстана
И до Большой земли возвышенно летал,
Стремился он к успеху неустанно,
Маньяком возвышения он стал.
А возвышенье мыслилось в столице
За счет усердия адъюнкт-структур.
Ему доверили доверчивые лица
Пропеть серьёзно службе каламбур.
И всё было испито и пропето
По правилам Советов бытия,
Зима в душе сменилась весной-летом
И к этому причастен был и я...
Acme – вершиной царственно сияла,
Сиял и я до той хмельной поры,
Когда страсть бунта «пипл» обуяла,
Когда схватился он за топоры...
Теперь топор реалий буржуазных
Над ним висит, опять же до поры,
В гламурностях и жутях куртуазных,
Чтоб взялся он опять за топоры...
2009 г.
(50-летие актера Стеблова)
Он поссорился с невестой,
Погрустнел и сник,
Не найдёт себе он места,
Лысый призывник.
Как вести себя гадает,
Жалок его лик.
По Москве ночной шагает
Лысый призывник.
Он шагал и дошагался
До полсотни лет
Тем же юношей остался,
Но не лыс, а сед...
1998 г.
Эстетика – наука о прекрасном.
В ней новое расцвечено новьем.
Сияй эстетика призывным светом красным,
Красивым светом мы его зовём.
Эстетика любовью прирастает
И греется в эротики лучах,
Мужик суровый в сих лучах растаял
Пред тем чуть-чуть без них он не зачах.
Эстетизация постылых наших буден
Идёт чрез женщину в стихии бурь души
И путь сквозь женщину неимоверно труден
Пройди его, отдай и не греши...
Пусть не смущает первородный грех
Он вынесет из жизненных прорех...
2009 г.
Я посоветовал вчера своей родне
И в этом был уверен лично сам, –
Нам надо посмотреть спектакль «На дне»,
Отдавшись театральным чудесам.
И этот горькогорестный рассказ
Душевнодискомфортным действом был,
Звучал известный горьковский наказ,
Напомню, если кто его забыл.
И Сатин чудо-слово «Человек»
Полощет в бутафорственной грязи
И сумасшественный двадцатый век
Нечеловек??? и как больной в узи
Всю подсознательность в нас Горький отразил
В ночлежке фельдшерствовал он, нам дав понять,
Что безнадёжный дух от всех разил,
Надежда всуе… не на что пенять...
Барон кичится в броском кураже,
Актер никак не вспомнит свою роль,
То ли Шекспира, то ли Беранже,
Не помнит то ли шут, то ли Король...
И Настя вновь и вновь любовь зовет,
Чистейшую, чтоб чище не найти,
Лука все утешительно поёт,
А в мыслях он в очередном пути.
Алёшка, поразбросив сапоги,
Не хочет уже вроде ничего,
Гармошка с писком стонет «помоги»...
Из дури поди вытащи его...
Кого назвали всуе «Человек»?!
Кто должен человеком этим быть?
И двадцать первый человековек,
Дай шанс нам все про это не забыть.
2005 г.
Простите люди, не оратор,
Мой вклад в культуру очень мал.
Но вот, Вахтанговсий театр
Мне вдохновенный вечер дал!
О ты, вахтанговское чудо,
О ты, вахтанговский приём!
Мы спросим, шарм такой откуда?
Что ни ответят нам – споём:
«Театр Вахтангова загадка
И Бог Вахтанговсий актер,
Вахтанговец к работе падок
Он благороден и хитер...
Он и возвышен и конкретен
И сложен, и предельно прост,
И скромен он, но и заметен,
А в бой идет, так в полный рост.
Возможно высказано мало,
Не будем ввязываться в спор,
Ведь время истины настало, –
Играй Вахтанговский Актер!»
9. Частушки по мотивам творчества В. Высоцкого
Ой слушай, Вань, кричат о гласности,
Всё у них гласное сейчас,
А справа вроде несогласные,
Из передачи «Сельский час...».
Ой, Зин, кричат об этой гласности,
Ой, столько гласных, просто мрак,
Затеял это, скажу, в частности
Из Карталы майор Ярмак.
...Мы гласности от Ярмака не ждем пока...
Ой, Вань, смотри, бренчат оружием
И цель расквасить норовят.
Вояки напились за ужином,
Из калашей уже палят...
Ой, Зин, кричат банкеты-ужины,
Тож наш Петруха, вот нахал, –
Высокоточное оружие-е-е
Совсем неточно описал.
За анекдот про ВТО, прости его...
Ой, Вань, смотри меняют опыты...
А трудно опыт поменять?
Земля гудит, дрожит от топота...
И часто слышно слово «мать».
Ой, Зин, какая же ты глупая,
Тебе не дать, с тебя не взять.
Доценты – гады понащупали
Как опыт выгодно продать.
Но не пойму я почему, ведь он не нужен никому.
Вот, стряпают идеологию,
Поют про жизни идеал.
Какой-то Член создал трилогию,
И вроде труд почти издал...
Валера написал про то,
Не конь в пальто...
Ой, Зин, сейчас умру от хохота,
Смотри внимательнее, Зин,
Печейкин прет, кряхтя и охая,
В портфеле книжный магазин.
Везде тот книжный магазин таскает, Зин...
Слыхала ль Зина ты про бдительность,
Ты не слыхала, я слыхал.
Буреев Сашка очень длительно-о-о
Мне это дело описал.
Не то ты если болтанёшь, –
в тюрьму пойдёшь...
1985 г.
(Образы Ани Синякиной)
Мне говорить об этом снова
Не лень, вот я и говорю,
Я посетил спектакль «Корова»
И пламенею, и горю...
Там Вася жил на сцене яркой.
Корову он любил, жалел,
Был другом, пастухом, дояркой
И за успех её болел.
И вот явилось Васе счастье, –
Он бросил все свои дела,
Когда в погодное ненастье
Корова сына родила.
И вот у Васи друг – теленок, –
Жизнь озарил счастливый луч!
И у ребёнка – друг-ребёнок,
И солнце вышло из-за туч!
Но на судьбу упала клякса,
И небо потемнело вдруг,
Телёнок продан был на мясо,
Погиб сердечный Васи друг!
Несчастье повторилось снова, –
От горя, выбирая путь,
Под поезд бросилась корова,
С телёнком чтоб навек уснуть...
И слёз пролилось скорбно море
Под знаком чёрной пустоты,
Оплакивала с Васей горе
Мария в образе Пьетты...
2008 г.
Долой застойные явленья,
Мне трансформация важна!
Пусть множатся движенья звенья,
Здесь трансценденция нужна.
Трансцендентальность надоела,
А трансцендентность лишь манит,
Императивом светит дело
И тянет холст аки магнит...
Прорвать убогую завесу
Из экзистенции смурной,
Дать креативу больше весу,
Взамен тухлятины, – парной
Отведать свежанины, жадно,
Свежей продолжить жизни путь,
И с дискурсом простым, «да ладно»!
С коллегой вискаря хлебнуть!
2009 г.
Забрызгай жизнь своею страстью,
Рисуй, ваяй, ищи, пиши.
Пусть кто-то скалит свои пасти,
А ты, что нужно для души,
Для радости, для вдохновенья
Своим усильям подчини
И штудий запланируй бденья,
И самозапуск учини.
В трудах и целеустремленьях
Родится то, чему и быть,
В самонастроечных моленьях
Добудешь должное добыть.
Количество рожденных артов
Прибавку в качестве родит
И смены ноябрей и мартов
С прибавкой смыслов утвердит.
Забрызгай жизнь своею страстью
Рисуй, ваяй, ищи, пиши,
Пусть призрачны удача, счастье,
А ты усердствуй для души...
2008 г.
Не знает обыватель скромный
В быту и в праздной суете
Какой заложен труд огромный
В минуты радостные те,
Что зритель наш прожил на Бронной,
Когда украдкою рыдал
И замирал при речи тронной,
И как телёнок дуб бодал,
Когда прелестная девица
В узорном тонком неглиже,
Телес прекрасная царица,
Вся отдалась, почти уже,
Нет не ему, а только взору,
По образу в ночи – актеру.
2002 г.
Быть можно умным, мудрым, взрослым,
Но вот искать и не найти
И очуметь от сверхвопроса
О жизненном своём пути...
Быть иль не быть – вопрос таков,
Что благородно духом покоряться? –
Пращам и стрелам, я готов?
Иль, ополчась на смуты, мне сражаться?
Иль просто тупо умереть, уснуть?
И только и сказать, что сном кончаешь?,
Продолжив мук тоскливый путь?
И плоти с духом ты кончины чаешь?
Не жаждать умереть, уснуть?
И видеть сны, быть может, в этом трудность,
И сонным в смертном сне продолжить путь?
И сбросить бренной жизни шума нудность?
Вот что сбивает, в чем причина, –
Код бедствий долговечных снять с лица?
Снести глумленья века плеть, мужчина!?
Гнет сильного, насмешка гордеца!
И боль любви презренной и медливость
Судей, властей занозы, оскорбленья,
Души безропотной стыдливость
И сам себе велишь веленья...
Простым кинжалом с ношей жизни
Проститься и умчаться в никуда?!
И всё замкнуть банальной тризной?!,
Не возвращаясь никогда...???
***
Все бродит Гамлет наш меж нами
И исчезает временами
Как крутанется время вспять, –
Он бродит среди нас опять…
Будь с этой жизнью, парень, дружен,
Шекспира суицид, не нужен... !!!
2008 г.
Чехов Немировичу-Данченко:
... Вы становитесь все лучше и
лучше, и точно к Вашему
таланту прибавляется по
новому этажу
Немировичу-Данченко Чехов писал, –
Вы становитесь лучше и лучше.
В двадцать первом он бы, возможно, сказал:
«Вы, маэстро, все круче и круче»,
И с восторгом на Ваши успехи гляжу,
Прибавляете Вы по «шесть соток»,
Прибавляя к таланту по этажу
Вы построите офис высотный...
***
Из переписки с Комиссаржевской
Путешествие летом по Волге –
Театральности скучной игра.
Бесконечностью тянется долго
От утра через ночь до утра.
И на Волге всегда дует ветер,
Запах нефти, убогий пейзаж.
В темноте, иль при солнечном свете
Все является гнусный типаж.
Время тянется жвачной тянучкой,
День пройдет, ну а кажется год,
Не поймешь никогда, что же лучше,
То ли убыль его, толь приплод...
О, бренчанье дешевых цепочек
На жилетках, на пышных грудях
И не пишется ни одной строчки
В бесконечно тянущихся днях.
Хоть бы где-то герой появился,
Как же публика эта скучна,
Покуражился кто б, порезвился,
Но скучаловка эта прочна...
Не пробить ее светским желаньем,
Нет, ничем мне ее не пробить...
Разразиться ль амурным посланьем?
Иль под стерлядь все горькую пить?
Все какие-то рожи, картузы,
Неуклюжие свинотела...
Где же вы, благородные музы?
Где вы страстные тела дела?
***
На огромных в морях пароходах
Интереснее, братцы, куда,
В океанских огромнейших водах
Здоровей я, счастливей всегда.
***
Строчу я днем и бурной ночкой,
Трепет трепется в жаркой груди!
В раже гонится строчка за строчкой
Жизнь вся в смыслах и все впереди!
2009 г.
В Балтийске на окраинном причале
Стоял красавец семипалубный паром
И чайки белоснежные кричали,
И мореманы вяло пили ром.
Звала людей «пещера» грузовая,
Глотающая броские авто
И тему моря вкусно развивая,
Вещала дева томная про то,
Что в этом мире нелогичное логично,
Что Балтика – пространство для души,
Что все прилично, что с пометкой «лично»,
Что ей так хорошо в подпалубной тиши...
А лифт подбросил к палубе четвертой
Двух граждан при походном багаже,
С волненьем социально перетертым
В достаточность структур и «М», и «Ж»...
Пометки нужные на нужных документах,
Первичные знакомства, шарм, гламур,
Инфраструктуры, взгляды, сантименты,
Предчувствия маринственных «лямур».
Неслись, мерцали небеса и волны,
И острова, и яхты, маяки,
Глаза стреляли, и намеков полны,
Слова летели, пели моряки!
Про девушек, внушающих надежду,
Про то, как в откровенном кураже
Срывают надоевшую одежду
И телом светят в полном неглиже...
И все случилось точно так, как нужно!
Сквозь Отса голос, и мурлыканье девиц...
Все танцевало, пело, пило дружно
Без осложненности общения границ.
А утром Питер свежим блеском встретил,
И брызнули глаза шампанским слез,
И Отс попал мне в душу, как и метил,
В осуществленье самых смелых грез.
Ждут «карнавальцы» нового момента,
Когда наш Отс их снова понесет
И чувств флюидных искросантименты,..
И от любви никто уж не спасет!!!
Но сам певец, когда б он то заметил,
Что происходит на Отс-овском корабле,
Он бы сочувственно и грустно всем ответил:
Нет, господа, вот с этим не ко мне...
2006 г.
Увидели Вы смыслов театральность
И мир художества, сказали Вы, один,
Что театральный мир и есть – сама реальность,
Реальности театр господин...
Вы сливками анализа облили,
Впав в турбулентный словодоворот,
Надежду на прекрасное вселили,
Не дали от ворот нам поворот...
Эффектный стиль и дискурсы сюжетов
Внедидактически дают нам педэффект,
На закулисенных, истерзанных манжетах
Мы мелом пишем свежести проект.
Аграрной сущности культуры плодоносной
Умножить множество сомножеств бытия,
На креативность области вопросной,
Проникнуть можно в область забытья.
И актуальность забытье опять заменит,
Софокл в фойе призывно закричит,
Привычность новый вектор не отменит,
И новый ракурс свежим зазвучит.
Искусстовед же соловьем зальется,
О, новости новейших новостей!
Пассионарно в небеса взовьется
С истерикой художествострастей...
2008 г.
(Оптина Пустынь)
Оптина Пустынь – зимою Весна,
Оптина пустынь – златые Кресты,
Хоры во храмах, над камнем сосна,
Батюшек речи мудры и просты.
Келья монаха, убогость и тишь,
Лики святых, ну а я не святой…
Взгляд вопрошает: ну что ж Ты молчишь?
Возле иконы своей чуть постой...
Там у колодца монахи стоят,
Черные птицы летают вокруг,
Ангелы смотрят, усопшие спят,
Что ж ты не крестишься, Пустыни друг?
Он меня видит, и я трепещу
И продолжаю Его здесь искать,
Не нахожу, но ищу и ищу,
Видно не хочет меня Он впускать.
Пустынь покинул и взгляд мой не пуст.
Святостью полнилось место в душе,
Сыпались Библии строки из уст,
Лик Его множился в карандаше.
Дома натянут холст белый, простой…
Руки над миром Он вознесёт
И воспарит над пустой суетой,
К ждущим путь Его, Он их спасёт!
1989-2009 гг.
(на 100-летие Сальвадора Дали)
Вот замаячил уж вдали,
Ведь ждали вы сюрреализм,
Хотели посмотреть Дали?!
И эпатажный видеть «изм»!?
Открыл когда-то для друзей
Как свой нелепейший Сюр-Дом,
Свой театральнейший музей,
Свою Гоморру, свой Содом...
Не разбудить, – гуди клаксон,
Бродягу в зрительском шизо
Накроет театральный сон
В расцвеченном, смурном «изо»...
***
Других миров существованье
В эпицентрическом миру
Чрез кров решетчатый сознанья
Ведет в бесовскую игру.
И на граблях сюрреализма
Наш параноистый кумир
Разжег костер идиотизма,
Толкая нас в безумный мир.
Остер и зол в критичной сфере
С шизойдной музою «Гала»,
Он смеет говорить о ВЕРЕ...!!! –
Вот ведь какие, брат, дела!
И с озорством, сверхкреативно
Нам сверхсознание сверлит,
Мир разрушая эффективно,
И нам за ним бежать велит!
И озираясь вором гнусным,
О непонятностях скорбя,
Иду по залам лохом грустным,
И вижу я во всем себя...
Вот зал зеленых сюрсокровищ,
Криптографичноти игра,
Игра людей, зверей, чудовищ,
И хочется орать: УРА!!!
Ура кривейшему сознанью,
Ура, не знаю сам, чему,
Ура незнаемому знанью,
Ура неумному уму.
***
Да эпатаж!, но, анекдот!
А в анекдоте – человек!
Величьем живопись встает
И взбалмошный двадцатый век...
2004 г.
Опять ура! Теперь признанью, –
Не равнодушен я к нему
И притупленному вниманью,
И замутненному уму...
Души сумбурность не тревожит,
Ампир амбиций не страшит
И пир чумы не заворожит,
И омерзенье не спешит...
И фантазийность камень точит
Средь пластики нелепых тел,
Оргазм всем женщинам пророчит,
Он сделал то, что захотел...
Все создалось, живет привычно
Средь мистики карикатур,
А эрос выглядит антично
В совокуплении скульптур.
Сознанье сном хмельным болеет,
Наркотик сказочку бухтит,
Возвышенное хрипло блеет,
А низменное все пыхтит.
Красивое стыдом краснеет
И голубеет краснота,
И синь отчаянно синеет,
Кишит маразмом пустота...
И в жесткий купол мозг заточен,
И смысл в тугой чехол зашит,
Хочу я на свободу очень,
А Центроспас все не спешит...
От реализма оторвался,
Я жалок, сир, и неучён,
Зачем я в этот «изм» совался,
На вечный сюр я обречён...
Нет, скину я покров химеры,
К своей эстетике прорвусь,
Мой Греков принимает меры –
Мираж послал под знаком «Русь».
На живописности пространстве
Предстану пред прекрасным вновь,
И в эротическом убранстве
Я холст измажу про любовь!
26 сентября 2007 г.